Неделя 28-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец

Мч. Вонифатия Тарсийского (290).

Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188); мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308);мчч. Полиевкта и Тимофея, диакона (IV); свт. Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского (VI); свт. Григория, епископа Омиритского (ок. 552).

При­е­хав в Ки­ли­кию, в го­род Тарс, Во­ни­фа­тий оста­вил в го­сти­ни­це сво­их спут­ни­ков и по­шел на го­род­скую пло­щадь, где му­чи­ли хри­сти­ан. По­тря­сен­ный зре­ли­щем страш­ных пы­ток, ви­дя про­свет­лен­ные бла­го­да­тью Гос­под­ней ли­ца свя­тых му­че­ни­ков, Во­ни­фа­тий по вле­че­нию сво­е­го со­стра­да­тель­но­го серд­ца бро­сил­ся к ним, це­ло­вал им но­ги и про­сил свя­тых мо­литв, чтобы и ему удо­сто­ить­ся по­стра­дать с ни­ми. То­гда су­дья спро­сил Во­ни­фа­тия, кто он. Во­ни­фа­тий от­ве­тил: «Я хри­сти­а­нин», – а за­тем от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам. Его тут же пре­да­ли на му­че­ния: би­ли так, что мя­со от­па­да­ло от ко­стей, вон­за­ли иг­лы под ног­ти, на­ко­нец, вли­ли в гор­ло рас­плав­лен­ное оло­во, но си­лой Гос­под­ней он остал­ся невре­дим. Окру­жав­шие су­ди­ли­ще лю­ди при­шли в воз­му­ще­ние, они ста­ли бро­сать в су­дью кам­ни, а за­тем устре­ми­лись к язы­че­ско­му ка­пи­щу, чтобы низ­верг­нуть идо­лов. На сле­ду­ю­щее утро, ко­гда вол­не­ния несколь­ко за­тих­ли, су­дья рас­по­ря­дил­ся бро­сить свя­то­го му­че­ни­ка в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, но и это не при­чи­ни­ло стра­даль­цу ни­ка­ко­го вре­да: его оро­сил со­шед­ший с небес Ан­гел, а смо­ла вы­ли­лась из кот­ла, вспых­ну­ла и обо­жгла са­мих му­чи­те­лей. То­гда свя­той Во­ни­фа­тий был при­го­во­рен к усе­че­нию ме­чом. Из ра­ны ис­тек­ли кровь и мо­ло­ко; ви­дя та­кое чу­до, око­ло 550 че­ло­век уве­ро­ва­ли во Хри­ста.

Меж­ду тем спут­ни­ки свя­то­го Во­ни­фа­тия, на­прас­но про­ждав его два дня в го­сти­ни­це, ста­ли его разыс­ки­вать, пред­по­ла­гая, что он пре­дал­ся лег­ко­мыс­лен­но­му вре­мя­пре­про­вож­де­нию. Сна­ча­ла по­ис­ки бы­ли без­успеш­ны, но, на­ко­нец, они встре­ти­ли че­ло­ве­ка, быв­ше­го оче­вид­цем му­че­ни­че­ской смер­ти свя­то­го. Этот сви­де­тель и при­вел их ту­да, где еще ле­жа­ло обез­глав­лен­ное те­ло. Спут­ни­ки свя­то­го Во­ни­фа­тия со сле­за­ми про­си­ли у него про­ще­ния за непо­доб­ные мыс­ли о нем и, вы­ку­пив за боль­шие день­ги остан­ки му­че­ни­ка, при­вез­ли их в Рим.

На­ка­нуне их при­бы­тия Агла­и­де во сне явил­ся Ан­гел и ве­лел ей при­го­то­вить­ся при­нять быв­ше­го ра­ба ее, а те­перь гос­по­ди­на и по­кро­ви­те­ля, со­слу­жи­те­ля Ан­ге­лов. Агла­и­да при­зва­ла кли­ри­ков, с ве­ли­ким по­че­том при­ня­ла чест­ные мо­щи, а за­тем по­стро­и­ла на ме­сте его по­гре­бе­ния храм во имя свя­то­го му­че­ни­ка и по­ло­жи­ла там мо­щи, про­сла­вив­ши­е­ся мно­же­ством чу­дес. Раз­дав ни­щим всё свое име­ние, она уда­ли­лась в мо­на­стырь, где про­ве­ла в по­ка­я­нии во­сем­на­дцать лет и при жиз­ни стя­жа­ла чу­дес­ный дар из­го­нять нечи­стых ду­хов. По­хо­ро­ни­ли свя­тую близ мо­ги­лы му­че­ни­ка Во­ни­фа­тия.

 

Пре­по­доб­ный Илия Му­ро­мец, Пе­чер­ский, в Ближ­них пе­ще­рах, был ро­дом из Му­ро­ма, под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли и скон­чал­ся око­ло 1188 г. Пре­по­доб­ный Илия по­чи­ва­ет в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии, сло­жив пер­сты пра­вой ру­ки так, как при­ня­то и те­перь в Пра­во­слав­ной Церк­ви – три пер­вые пер­ста вме­сте, а два по­след­ние при­гнув к ла­до­ни. В пе­ри­од борь­бы со ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом (ко­нец ХVII–ХIХ вв.) этот факт из жи­тия свя­то­го слу­жил силь­ным до­ка­за­тель­ством в поль­зу трех­перст­но­го сло­же­ния. Неко­то­рые из ис­то­ри­ков счи­та­ют, что пре­по­доб­ный Илия и бы­лин­ный бо­га­тырь Илия Му­ро­мец – од­но и то же ли­цо.

МУЧЕНИКИ ИЛИЯ, ПРОВ И АРИС, ЕГИПТЯНЕ

Свя­тые Илия, Пров и Арис про­ис­хо­ди­ли из Егип­та. Они ис­по­ве­до­ва­ли хри­сти­ан­скую ве­ру и по рев­но­сти к сла­ве Бо­жи­ей по­се­ща­ли стра­даль­цев за Хри­ста, за­клю­чен­ных в тем­ни­цах, уте­шая их сре­ди му­че­ний и вы­ле­чи­вая их от ран. Од­на­жды они по­шли в стра­ну Ки­ли­кий­скую[1] и при вхо­де в го­род Ас­ка­лон[2] у са­мых го­род­ских во­рот за­дер­жа­ны бы­ли сви­ре­пы­ми невер­ны­ми стра­жа­ми, ко­то­рые со­чли их за со­гля­да­та­ев и пред­ста­ви­ли к кня­зю Фир­ми­ли­а­ну. На до­про­се пе­ред кня­зем они объ­яви­ли се­бя хри­сти­а­на­ми и за то под­верг­лись же­сто­ким му­че­ни­ям. Свя­той Арис пер­вый под­верг­ся мно­го­чис­лен­ным пыт­кам и пре­дан был на со­жже­ние ог­нем. За­тем ис­тя­зан был свя­той Пров и усе­чен ме­чом. На­ко­нец, по­сле мно­гих му­че­ний усе­чен был ме­чом так­же и свя­той Илия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Archives