Седмица 23-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

ОБ ИМЕНАХ И АНГЕЛАХ. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

21-го ноября Православная Церковь отмечает праздник – Собор («собрание») Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Празднуется он, начиная со времен Поместного Лаодикийского Собора, 35-е правило этого Собора отвергает нечестивое почитание ангелов и регламентирует, как именно мы должны их воспринимать, а также устанавливает этот самый праздник, о котором идет речь.Дело в том, что в первые века развития христианства были распространены ереси, суть которых сводилась к обожествлению ангелов и к воздаванию им такого же самого поклонения, которое следует воздавать одному лишь Богу. Некоторые из еретиков даже проповедовали, что ангелы являются творцами видимого мира и, как духи бесплотные, достойны почитания даже в большей степени, нежели Сам Иисус Христос. В частности, Святого Архистратига Михаила некоторые еретики называли богом евреев.

При всем нашем почтении к св. Архистратигу Михаилу и ко всем ангелам вообще, мы все же вынуждены констатировать факт, что ангелы – это творение Божье. Они тоже имеют в себе некоторый элемент ограниченности и по своей сущности и достоинству не являются равными своему (и нашему) Создателю.

Примечательно, что Лаодикийский Собор постановил праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных именно 8-го ноября (по старому стилю). Дело в том, что ноябрь является девятым месяцем от марта, с которого в древности начинался год (если считать так: март – первый месяц, апрель – второй, и т.д., то ноябрь окажется девятым; по такому же принципу считаются дни поминовения усопших – сам день смерти уже считается первым днем) – это напоминает нам о девяти ангельских чинах, которые суть: Серафимы, Херувимы и Престолы; Господства, Силы и Власти; Начала, Архангелы и Ангелы (см. книгу Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии»). А 8-е число месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божьего, который святые отцы называют «днем восьмым» (по некоторым трактовкам, шесть дней Бог занимался творением; седьмой день, в который Бог почил, продолжается сейчас; восьмой день – это жизнь будущего века), когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Архангела Михаила мы называем Архистратигом. Это слово можно перевести, как «старший воин, вождь». Такое называние Архангел Михаил получил потому, что в Священном Писании он именуется «князем», «вождем воинства Господня» и именно он считается главным борцом против дьявола и всякого беззакония.

Вообще, святой Архистратиг Михаил, согласно церковному преданию, принимал участие во многих Ветхозаветных событиях. В частности, он:

– был поставлен Господом у сада Едемского после изгнания оттуда Адама и Евы, чтобы охранять путь к дереву жизни;

– во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью;

– через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян;

– явился Иисусу Навину и открыл волю Господа по поводу взятия Иерихона;

– уничтожил 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима;

– оградил от огня трех святых отроков: Ананию, Азарию и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.

И это далеко не полный перечень «дел» с его участием. Кроме того, Священное Писание ясно упоминает имя св. Архистратига Михаила, повествуя нам о том, как он:

– возглавил войну на Небе против отпавших от Бога ангелов (см. Откр. 12:7);

– запретил дьяволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (см. Иуд. 1, 9).

Ну и конечно же, известны чудеса св. Архистратига Михаила, совершенные им в Новозаветный период истории человечества. Пожалуй, самым известным из них (но далеко не единственным!) является «Чудо Архистратига Михаила, бывшее в Хонех (Колоссах)», которое Православная Церковь празднует 19-го сентября.

Кроме св. Архистратига Михаила, мы знаем о существовании еще некоторых архангелов. Кстати, зачастую можно встретить ошибочное мнение, что нам открыты имена 7-ми из них, включая самого Архангела (Архистратига) Михаила. И даже на иконах обычно изображают именно семерых архангелов. Однако на самом деле, Священное Писание и Священное Предание повествуют нам не о 7-ми, а о 8-ми архангелах. Вот их имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Что же касается иконописных традиций, то, как правило, на иконе не изображается либо архангел Иеремиил, либо архангел Салафиил. Кроме того, иногда встречается написание имени этого архангела в таком виде – Селафиил (вторая буква – «е», а не «а»).

В любом случае, мы сегодня воспоминаем не только святого Архистратига Михаила, не только святых Архангелов, но и вообще, празднуем торжество всех Небесных Сил бесплотных. Поэтому всех христиан мы поздравляем с Днем Ангела! Ибо каждый из нас при крещении получил своего Ангела Хранителя, память которого, наряду с прочими бесплотными Силами, Православная Церковь отмечает в этот день.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые. Что это значит?Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в нашей стране назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас.

диакон Иоанн (Негер)

Комментирование запрещено

  • Archives