Беседа на Евангелие от Иоанна 12:1-18. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Последний великопостный воскресный отрывок Евангелия от Иоанна принадлежит к числу самых страшных мест Священного Писания.

И не потому, что в нем рассказывается о каких-то жутких, леденящих душу вещах, а потому что та драма, которую описывает евангелист Иоанн, касается каждого из нас без исключения.

Сначала апостол повествует о пребывании Спасителя в доме воскрешенного Им Лазаря и о том, как Марьям – одна из сестер хозяина дома – принесла сосуд с дорогим маслом и начала возливать его на ноги Христа. Видя это, Иуда Искариот возмутился и отметил, что благовоние можно продать и получить немало денег (300 динариев – почти годовое жалование римского легионера), а потом – раздать нищим. На такое вполне резонное и экономически обоснованное замечание Господь ответил: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».

На самом деле слова Иисуса обращены не только к Иуде, который был хранителем апостольской казны и частенько воровал из нее, но и ко всем нам. Если не побоимся взглянуть в глубины своего сердца, то увидим, что, очень часто, оказавшись на месте Искариота, мы поступаем точно так же, как и он. Нередко свои корыстные поступки и зависть человек оправдывает благими намерениями. Подобно тому, как Иуду мало заботило состояние реальных нищих и больше интересовало количество денег в своем кошельке, наше возмущение несправедливостью иногда основано не на реальном сочувствии к другим людям, а на простом личном недовольстве.

На бытовом языке слова Христа звучат примерно так: «Ты видишь, что одни благоденствуют, а другие – нет? Не возмущайся, но сначала разберись – не зависть ли мучит тебя. И если честно признаешь это – направь все силы на борьбу с нею. Ибо, только победив ее, ты сможешь научиться понимать, что нужно тебе на самом деле, а еще сможешь видеть Мою волю».

Второе же страшное место евангельского отрывка – это описание того ликования, которое охватило жителей Иерусалима, когда они встречали Христа-триумфатора. Весь трагизм описываемой ситуации в том, что древние евреи, восхвалявшие Господа при Его въезде в столицу Иудеи, даже не подозревали, что уже через четыре дня они же вместо радостных слов «Осанна» будут яростно кричать: «Смерть Ему!».

И снова очень часто многие христиане бывают так похожи на людей, сначала приветствовавших Спасителя, а затем требовавших Его погибели. Требовавших только потому, что ожидали от него ощутимых действий – освобождения от гнета римлян, установления социальной справедливости, усиления экономики и прочих вещей, которых требуют от всех земных правителей. Иисус обязан дать все это! Он же – Мессия! Он же въезжает на ослике через Львиные ворота, дабы занять по праву трон Своего предка Давида.

Но эти люди забыли слова Христа: «Царство Мое – не от мира сего». Забыли и то, как Он неоднократно повторял, что Ему надлежит пострадать, умереть и воскреснуть. И эта забывчивость – вполне простительна, поскольку ко времени пришествия Сына Божия на землю в сознании избранного народа образ Мессии кардинально изменился, превратившись во вполне четкий портрет идеального царя – властелина вселенной. И разрушить этот стереотип было практически невозможно – слишком сильно он закостенел в течение веков.

Забывчивость иерусалимских жителей простительна. А наша – нет. Дело в том, что часто, называя себя христианами, мы поступаем точно так же, как и древние иудеи. Неоднократно приходится, к сожалению, сталкиваться с «комфортной верой», в рамках которой молитвы, хождения в храм, добрые дела и даже участие в Таинствах воспринимаются людьми, как способ улучшения своего материального и психологического состояния. И если это состояние длительно – человек благодушен. Но стоит лишь нагрянуть скорбям и болезням – он тут же ломается, впадает в отчаяние и порою даже срывается в ропот. В некоторых же случаях нежелание принимать трудности и вовсе приводят людей к выходу из Церкви и атеизму.

Нам важно всегда помнить, что Христос никогда не обещал нам – Его последователям – земного комфорта. Наоборот, Его «общественная программа» сулит скорби, гонения, тесноту, лишения. Не потому, что Бог не хочет давать человеку «счастье», а потому что цель – другая. Цель – Голгофа, которая в конечном итоге ведет к вечной славе Воскресения. И об этом важно помнить всегда.

Vhod Gopoden v Ierusalim 2

 Василий Нестеренко «Вход Господень в Иерусалим», 1999.
Материал с сайта http://foma.in.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Archives