Беседа на Евангелие от Марка 10:32-45. Пятое воскресенье великого поста

Беседа на Марка 10:32-45. Пятое воскресенье Великого постаСказанная Христом фраза, которую сегодня цитирует евангелист Марк, разбивает сразу несколько стереотипов, которые были и у апостолов, и у простого народа.

До окончания Великого поста осталась неделя, и все мы вышли на финишную прямую перед Страстной седмицей – самым важным временем церковного календаря. Верующие уже поклонились Кресту, в храмах совершили Мариино стояние и прочитали канон Андрея Критского. Теперь всего семь дней отделяют нас от того момента, когда Церковь, подобно древним жителям Иерусалима, криками «Осанна» будет встречать своего Спасителя, идущего на Голгофу.

К этому очень значимому событию нас готовит евангелист Марк, предлагая нашему вниманию рассказ о разговоре Христа и Его учеников. Несмотря на хронологическую отдаленность, диалог Спасителя и апостолов важен для всех христиан, потому что говорит о славе, послушании, смирении и ответственности.

Сегодняшний отрывок рассказывает, как Иаков и Иоанн подошли к Иисусу и попросили иметь возможность воссесть с Ним в Его славе по правую и левую руку от Него. В ответ на это Господь не отказывает им, однако задает встречный вопрос: могут ли они испить ту чашу, которую надлежит испить ему? По собственной горячности апостолы ответили утвердительно, и тогда Господь сказал, что так и будет. Когда же другие ученики стали возмущаться поведением братьев, Спаситель успокоил всех, и произнес одни из самых важных слов в Евангелии: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Сказанная Христом фраза, которую сегодня цитирует евангелист Марк, разбивает сразу несколько стереотипов, которые были и у апостолов, и у простого народа, и которые, увы, есть даже у духовно опытных христиан.

Прежде всего, Господь говорит о том, что любые властные полномочия, высокое положение или социальный статус связаны не только с некоей подчиненностью, но и с еще большей отдачей себя на благо общего дела. Спаситель задает очень неудобную для многих модель поведения: если хочешь быть лидером и авторитетом, то не гордись своей властью, не превозносись над теми, кого хочешь подчинить, но, наоборот, сам стань примером послушания, обходительности, трудолюбия и уважения.

Второй, не менее важный смысл слов Иисуса состоит в том, что настоящее спасение требует ответственного отношения. Христианин сравнивается с тем, кто всегда и во всем первый. А раз ты первый, то в еще большей мере, чем идущие за тобою люди, в ответе за каждое действие и каждое слово. К сожалению, во все времена находилось немало христиан, полагавших, что ответственность в вере выражается преимущественно в исполнении каких-либо внешних предписаний, в наружном благочестии и показном смирении. Но Господь говорит иначе: ответственный человек – это тот, кто внимательно будет относиться, прежде всего, к своему собственному миру и, осознавая свое несовершенство, исправлять самого себя. Только смирившись, только познав свою немощь, можно впоследствии найти ключ и к другим душам.

Третий же, самый главный удар, Спаситель нанес по идеалу Мессии-царя, который установит свое царство и будет повелевать всеми народами. Для Иисуса не было секретом, что некоторые апостолы (например, Иуда Искариот) пошли за ним не только потому, что видели в Нем Учителя Правды, но еще и оттого, что полагали, будто Его Царство будет земным, а их награда выразится в какой-нибудь почетной и прибыльной должности.

И вот Христос беспощадно разбивает эти «воздушные замки». Он словно говорит двум сыновьям Зеведея, а через них – и всем нам: «Вы просите, чтобы Я посадил вас рядом с Собою во славе Своей? В этом нет проблем, но знайте, что Моя слава совсем непохожа на тот ее суррогат, который существует в мире. И если путь к ней в привычных условиях лежит через подчинение других себе, через обман и насилие, то для достижения Моей славы вам нужно будет сделать совершенно обратное».

Что именно нужно сделать – Господь показал в последние дни Своей земной жизни. Он вошел не в царские палаты, а в простой дом Лазаря, молился не в оранжереях Иродова дворца, а под сенью Гефсиманских деревьев, Его троном стал Крест, а усыпальницей – пещера на окраине города. По всем внешним параметрам путь Спасителя – путь скорби и уничижения. Но тем и славнее Его Воскресение, которое перевернуло все привычные представления о мире, которое возвысило смиренных и прославило кротких.

Все это будет – очень скоро… Но пока что мы находимся на пути в Иерусалим и просим Господа, чтобы Он помог нам обрести хоть чуточку смирения, дабы достойно сострадать Ему в свое время.

Hristos omyvaet nogi uchenikam

Ф. М. Браун «Христос омывает ноги апостолу Петру», 1852.
Материал с сайта http://foma.in.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Archives