Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Совершается всенощное бдениеАпостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Арсения Великого (449-450).

Прпп. Пимена постника (XII) и Арсения трудолюбивого (XIV), Печерских.

Мч. Никифора (1942).

Картинки по запросу о слепомПосетив в один из праздников Иерусалимский храм, Иисус с учениками Своими шел в субботу по улице и встретил слепорожденного, просившего милостыню. Тут апостолы вслух задались вопросом «почему?», как получается так, что человек рождается уже лишенным зрения – виновны ли его родители в этом своими прегрешениями или он сам, будучи в утробе, мог согрешить? Согласно учению Моисея, любые телесные страдания людей есть наказание за их грехи или за грехи их родителей вплоть до третьего колена, а если ребенок рождался больным, то, можно было предположить, что он сам, ещё находясь в материнском  чреве, мог ощущать нечто греховное. Так действительно считали иудеи.

Однако Спаситель ответил им, что «не согрешил ни он, ни родители его», таким образом, отметая эту причину, главную и единственную, которой люди того времени объясняли физические недостатки. Вместо неё Иисус назвал цель: «это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин, 9:3). Такой подход был удивителен даже для учеников Его. Чудесное  исцеление слепого должно было произойти во Славу Божью и явить миру, что Иисус воистину Сын Божий, «свет миру», ибо исполняет волю Своего Отца. После этих слов Он плюнул на землю и смешал слюну Свою с грязью, образовав «брение», и прикоснулся к очам слепорожденного, помазав их этой мазью, и наказал больному пойти к купальне Силоамской и промыть там глаза. Эта купель располагалась у подножия знаменитой горы Сион и почиталась священным источником. Более того, Иоанн в своем Повествовании подчеркивает значение этого слова – Силоам – «посланный». Мы можем догадываться, что направив слепого к месту именно с таким названием, Иисус давал людям понять, что Он и есть истинный посланник Божий, Который и грязью, словно чудодейственной целебной мазью, делает слепорожденных зрячими.

Зная множество других примеров исцеления людей Иисусом при Его земной жизни, мы можем задаться вопросом: почему Спаситель не излечил слепого одним Своим словом? Дотронувшись до глаз больного, Он, таким образом, хотел пробудить в нем веру и явить людям чудо исцеления слепорожденного как Божий промысел. Слепой пошел к купальне и умылся, как ему и велел Христос, и вернулся на прежнее место уже зрячим. И в этот момент присутствовавшие из числа тех, кто знал его как слепого, начали между собой переговариваться: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?». Люди видели его вживую, но не верили глазам своим. Одни начали дивиться, говоря, что это тот самый слепой, другие не хотели признавать в нем слепца, утверждая, что это лишь похожий человек. Сам же он говорил: «Это я». (Ин, 9:8-9). И начали люди его спрашивать, как же он излечился, как прозрел? Исцеленный рассказал всю историю, как была, назвав Имя Иисуса (Ин, 9:10-12). И в толпе было принято решение вести слепорожденного к фарисеям, чтобы они вынесли свой вердикт относительно этого чуда, произошедшего в субботу. Ведь фарисеи запрещали по субботам даже врачевательство.

И начали фарисеи пытать вопросами исцеленного: как он исцелился от врожденной слепоты? Тот повторил рассказ о Христе: «Брение положил на мои глаза, и я умылся, и вижу» (Ин, 9:15). Здесь между фарисеями начались споры – одни утверждали, что исцеляющий в субботу не может быть от Бога, другие стали сомневаться, что такие чудеса мог сотворить грешный человек. Потом снова обратились к исцеленному, вопрошая, что он сам может сказать о Даровавшем ему зрение, желая подловить его на любом слове, чтобы добиться осуждения Христа. «Это пророк» – кратко и решительно ответил человек. Но столь уверенный ответ возмутил фарисеев пуще прежнего, и они призвали на допрос родителей бывшего слепым человека. Они, в свою очередь, подтвердили, что родился мальчик лишенным зрения. На вопрос о том, как он теперь видит, отвечать не стали, «потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин, 9:22), и сказали фарисеям, чтобы сами спросили у их сына, дескать, тот уже взрослый.

Тогда фарисеи вторично пригласили его на допрос, говоря: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин, 9:24), имея в виду, что чудо снизошло слепому от Самого Бога, но не от Иисуса-Назорея. Исцеленный же отвечал им, что не знает, насколько грешен Он, но знает лишь то, что был слеп, а теперь всё видит. Тогда фарисеи разозлились и вновь засыпали бедняка вопросами: «Что сделал Он с тобою? Как отверз очи твои?» (Ин, 9:26). Прозревший сказал, что уже поведал им всё, как произошло, однако, они не слушали его, так что же теперь ожидают услышать? «Или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин, 9:27) – насмехнулся над фарисеями он. В ответ они стали укорять слепорожденного, называя его учеником Христовым, «а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же мы не знаем, откуда Он» (Ин, 9:28-29). На деле фарисеи к тому времени были уже прекрасно осведомлены о чудесах Христовых, так как ходил Он городам и селениям и исцелял множество народа, и учил людей, и за ним шли толпы.

Эта ложь в конец возмутила прозревшего и он сказал слова, на которые уже нечего было возразить: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего» (Ин, 9:30-33). Фарисеи же, считавшие себя премудрыми и всесведущими, гневно бросили ему в ответ: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин, 9:34) и выставили его прочь.

Спаситель после всего произошедшего разыскал бывшего слепца и спросил, верит ли тот в Божьего Сына. Тогда прозревший ответил вопросом на вопрос: «А кто Он, господи, чтобы мне веровать в Него?». Христос же сказал, что тот видел Его и говорит теперь с Ним. Охваченный светлой радостью, бедняк воскликнул: «Верую, Господи!» – и поклонился ему (Ин, 9:35-38). И, после этого, в окружении присутствовавших там людей, сказал Иисус, что пришел в этот мир, чтобы «невидящие видели, а видящие стали слепы». Бывшие неподалеку фарисеи, возмутившись, спросили: «Неужели и мы слепы?». На что Спаситель ответил неоднозначно: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин, 9:39-41). Что означают эти слова Спасителя, на первый взгляд даже парадоксальные? Невидящими в первом случае Он здесь называет тех людей, которые действительно считают себя слепыми, т.е. далекими от Истины Божией, от Слова Божьего, иначе говоря нищих духом (осознающих свою духовную бедность). А фарисеи, в противоположность слепым, – видящие, ведь они считаются толкователями Закона Божьего, при этом отвергают от себя Бога не из неведения своего и узости ума, а из-за своих жестоких сердец, – они, видя, осознанно хулят Святого Духа и противятся Божественному промыслу.

Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов

21 мая – день памяти апостола Иоанна Богослова

Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,  может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. Но все гораздо проще. Длинноволосый молодой человек — никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.

da_vinci_last_suppe-259506

На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера. Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них — Иоанн.

По преданию, матерью Иоанна была Саломия — родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.

О евангелисте Иоанне Богослове мы знаем действительно много. Он не только входил в число Двенадцати апостолов, но и единственный из всех евангелистов был с Иисусом во время всех основных событий, о которых писал

Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде — небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам — что называется оптом. Во время одного из таких занятий — починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:

— Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих…

Молодые люди оставили все — промысел, дом, родителей — и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг — такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.

Правда, один из братьев — Иоанн — еще раньше понял, что Иисус — Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника — Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа. Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он — Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира». После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.

Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша — почти ребенок — Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания. А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все,  кто видел Господа во плоти, Иоанн — уже глубокий старец — повторит эти слова: «Бог есть Любовь!». Но это — потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.

За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы. Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду — очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее. А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…».

Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы. Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке — Пресвятой Богородице — и усыновляет Ей любимого ученика. С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.

По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия — территория современной Турции.

С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег. Затем он долгое время работал у одной  хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню. Но этот случай послужил к славе Божьей — по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.

В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать — кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом. Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения. Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.

Иконы и картины рисуют нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть ли не сто лет. Но во времена земной жизни Христа это был юноша, молодой телом и светлый душой. Порывистый, стремительный, вместе с тем преданный Учителю и верный делу Божию.

На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания — Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить. Всего диктовка заняла два дня и шесть часов — именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения — после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное апостол записал в Откровении — самой загадочной книге Нового завета.

Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис. В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.

Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:

— Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!

Этот поступок до глубины души тронул молодого человека. Он встал как вкопанный и, дождавшись, когда Иоанн добежал до него, упал к нему в ноги и долго горько плакал о своих грехах. Иоанн же ничего не говорил — он только гладил своего ученика по голове, благодаря Бога за возвращение еще одной заблудшей овцы.

Апостол Христов прожил более 90 лет, и умер в начале II века. Похоронить себя он просил живьем, и как это не казалось странным, ученики не посмели нарушить волю учителя. Они выкопали яму, Иоанн стал в нее. Сначала он приказал засыпать себя до колен, затем — по шею. Потом, простившись с присутствующими, апостол попросил накинуть ему на голову полотно и засыпать землей полностью. С великим плачем ученики выполнили и эту просьбу. Вернувшись в город, они рассказали о произошедшем другим христианам, но те возмутились этим поступком и решили срочно откопать учителя, который, возможно, был еще живой. Прибежав к месту погребения, они нашли свежий холмик, разрыли его, но тела там уже не было. Тщательные поиски результата не дали. И тогда ученики поняли, что апостол сознательно выбрал такой способ своего погребения, не желая, чтобы кто-либо знал о его дальнейшей участи. Существует благочестивое предание, что старец был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.

Иоанн Богослов отошел в Вечность 8 (21) мая. И еще долгое время могила славного апостола из года в год именно в этот день покрывалась слоем ароматного масла — мира, которое приносило исцеление болящим. Как и при земной жизни, так и после кончины великий ученик Христа продолжал исцелять всех, кто с верою обращался к нему.

материал с журнала “Фома”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Archives