Озерянская икона Божией Матери

…Одна из наиболее почитаемых в нашем Слобожанском крае икон Богородицы – Озерянская. Имя это дано чудотворному образу по месту его явлення – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна, раскинувшееся в З0 километрах на юго-запад от Харькова и в трех километрах от Мерефы.

В древности это была пустынно-лесистая местность, изрытая оврагами и омываемая речкой. Ее берега покрывали луга, поросшие буйным разнотравьем. Здесь в XVII столетии, когда наш край еще страдал от захватнических татарских набегов, и произошло чудесное обретение иконы Божией Матери.

В те времена эти земли находились во владении мерефянского священника отца Феодора. Он обустроил здесь хутор Озерянку и содержал пасеку. Согласно преданию, местный крестьянин косил на лугу траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, увидел в густой траве рассеченную косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, он принес пострадавшую икону домой. Утром он не обнаружил иконы в своем доме. Нашли ее на лугу, там, где она была обретена. Рассеченные косой части иконы, плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Перед иконой горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.

Иерей Феодор, духовно обрадованннй явлением в его владениях иконы Богородицы, сообщил об зтом Владыке Белгородскому и Обоянскому Феодосию и по его благословению построил деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и был установлен обретенный святой образ. Многим верующим икона, поименованная Озерянской, приносила утешение и исцеление. Видя знамения благодати Божией, исходящей от чудотворной иконы, иерей Феодор пожелал, чтобы в его пустынно-уединенном хуторе устроилась иноческая обитель. В то время хутор Озерянку посетил наместник Святогорского Успенского монастыря архимандрит Севастиан Юхновский, известный своей благочестиво-подвижнической жизнью. По преданию архимандрит Севастиан тяжело болел и по обету пешком прошел неблизкий путь от Святогорского монастыря до Озерянки, чтобы поклониться новоявленной чудотворной иконе. И по молитвам своим получил совершенное исцеление. Узнав о желании иерея Феодора основать монастырь, архимандрит Севастиан вызвался помочь этому благому делу. В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь. Стараниями архимандрита Севастиана расширили и украсили храм Рождества Богородицы, позже возвели церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезною при нем, братские кельи и обнесли обитель изгородью.

Архиепископ Харьковский, а впоследствии Черниговский Филарет Гумилевский в своем «Историко-статистическом описаний Харьковской епархии» сообщает: «Святая икона с давнего времени известна по чудесным благотворениям… Она писана на холсте, кистью древнего малороссийского художника. Все эти особенности подают мысль, что святая икона писана одним из страдальцев Православия, орошавших слезами молитвы изображаемый им лик Богоматери и взывавших о помощи небесной для гонимых чад Православия». Характерную особенность святой иконы Озерянской составляет украшение из звезд, окружающих лики Богоматери и Предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами. В те далекие годы, чудотворноявленная икона привлекала в Озерянку тысячи паломников, больных, страждущих людей.

По в 1787 году в числе прочих монастырей Слободской Украины Озерянская обитель была упразднена, а ее братия переведена в Старо-Харьковский Куряжский Спасо-Преображенский монастырь, куда перенесли и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Преображенский монастырь закрывают. Озерянскую икону переносят в Покровский собор. При повторном открытии монастыря икону вновь возвращают в Куряж. Озерянский образ Богоматери начинают считать покровительницей города Харькова и всей Слободской Украины. Помолиться к ней приходят тысячи верующих из всех уголков Российской империи. Монахи документально фиксируют многочисленные случаи чудесного исцеления: «Исцеление человека имевшего усохшую руку, исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою, исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием, исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах, исцеление двух сестер от глазной болезни, исцеление девочки от горловой болезни…».

Заступничество иконы жители Харькова чувствовали всегда, но больше всего случаев исцеления зафиксировано в 1833-м, 1848-м и 1871-м годах. В те годы в Харькове свирепствовала холера. Озерянскую икону Божией Матери носили от дома к дому, люди поклонялись чудотворному образу, покаянно молились об исцелении и спасении. И тяжкая болезнь отступала.

В 1844 году по просьбе жителей Харькова Преосвященный Иннокентий (Борисов) получает разрешение Священного Синода на перенос иконы на зиму из Куряжского монастыря в Покровский собор. Тогда же устанавливают и два крестных хода – З0 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля из Харькова в Куряж (даты указаны по старому стилю). Это были торжественно-праздничные дни для всего Харькова. Как писала газета «Южный край», в эти дни «все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и мал, спешат провожать или встречать «Матушку, Царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую». В 1863 году харьковский купец Никита Павлов исходатайствовал разрешение Синода ежегодно привозить «в приличном экипаже» чудотворную Озерянскую икону из Куряжского монастыря в Мерефу. А из Мерефы крестным ходом переносить в Озерянку. Купец выстроил на месте явления иконы прекрасную каменную часовню над источником, украсив ее иконами.

После 1917 года в Иоанно-Предтеченском храме богослужения продолжались до 1935 года. Приходской храм Рождества Иоанна Крестителя был закрыт и разрушен в ноябре 1935 года. Сейчас на том месте стоит поклонный деревянный крест, установленный в 1996 году в память о разрушенном храме. В 1941 году был открыт храм в церковном доме. Впоследствии богослужения проводились в часовне. Но в середине 60-х годов и она была закрыта и разрушена. Безбожные власти всячески старались уничтожить чудотворный живительный источник на месте явления Озерянской иконы. Его засыпали землей, забрасывали каменными блоками – остатками разрушенных церковных строений и даже надгробными плитами. Но каждый раз источник заявлял о себе струями чистой воды. Несмотря на запрет властей и в те годы в Озеряну приходили верующие и находили здесь утешение. И верили люди, что «Возсия нам, паче луч солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских».

Господу Богу было угодно, чтобы пришли новые времена. И каждый из нас был волен, не таясь молиться, чтобы не погубить своей души для вечности. Последнее десятилетие прошлого столетия стало временем возрождения православной жизни в Озеряне. Летом 1991 года Высокопреосвященнейший Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил игумена Антония (Сухорукова) на восстановление часовни и наведение порядка на месте явления Озерянской иконы Божией Матери. Летом 1994 года строительство здания храма-часовни было завершено, оставалось произвести внутренние отделочные работы. Указом Владыки Никодима от 12 декабря 1994 года настоятелем Озерянского храма был назначен иеромонах Никодим (Сылко). 4 июня 1995 года после многих лет запустения вновь была возжена лампада перед чудотворной Озерянской иконой Божией Матери на святом месте ее обретения. Высокопреосвященнейший Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим при великом стечении народа освятил храм-часовню и отслужил первую Божественную Литургию. С тех пор каждую субботу, а также в дни престольных праздников Озерянской пустыни 29 июня, 7 июля, 12 ноября и в пятницу Светлой Седмицы в Озеряне совершается Божественная Литургия и молебен с освящением воды.

Чудеса от чудотворной иконы не прекращаются и в наши дни. Ныне в Озерянском храме-часовне находятся две иконы: одна старинная, переданная протоиереем Николаем Бараненко, который многие годы служил настоятелем Озерянской церкви г. Харькова, вторая – написана художником-иконописцем Инной Бойко. Тот, кто, посещая святое место с верой молится перед этими иконами, получает милости от Господа Бога и Его Пречистой Матери. Харьковская газета «Трибуна трудящихся» опубликовала 15 июня 2005 года следующие факты.

Несколько лет назад в Озеряну доставили пожилую женщину из Днепропетровской области. Болезнь лишила ее возможности самостоятельно передвигаться. После молитвы и омовения в целебной воде источника, больная встала на ноги и самостоятельно дошла до автомобиля, чтобы ехать домой.

Жительница г. Сумы приехала в Озеряну с сыном, который после травмы на химическом производстве, потерял зрение. С любовью и надеждой молились они Богородице и после омовения лица целебной водой источника сумчанин начал прозревать – различать предметы, ориентироваться на местности.

От Озерянской иконы и сегодня совершается много чудесных знамений милосердия Царицы Небесной к болящим и немощным.

Трудами и заботами настоятеля игумена Никодима (Сылко), жертвователей и прихожан храм-часовня, источник и территория вокруг них благоустроены и благолепно украшены. Для желающих совершить благодатное омовение устроена купальня. Летопись возрождающейся обители продолжается. Множество верующих и паломников стремятся побывать в Озеряне, дабы на святом месте благодарить и прославлять Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу за Ее покров и материнскую любовь ко всем нам, многогрешным.

 

Официально считается, что Первообраз уничтожен в 30-е годы ХХ века. С нее остались многочисленные списки, которые существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями.

Однако настоящее изображение представлено и точно описано в «Истории города Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905-й год) Д.И.Багалея, Д.П.Миллер.:

 

„…Икона, говорить проф. Е. К. Редин, действительно писана на холсте, прикрепленном к доске. Письмо, как справедливо замечает преосвящ. Филарет, кисти древнего малороссийского художника, в том смысле, конечно, что икона местного, южно-русского происхождения; исполнение ее довольно посредственное и она писана, по всей вероятности, простым мастером, копировавшим хороший образец; контуры фигур грубые, краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII—XVIII в.—красная, голубая. Икона дошла до нашего времени в плохой сохранности, но все же ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца, их положение, цвет их одежд. Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука ее в позе моления, а левой она поддерживает Младенца Христа, сидящего у нее как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у него такая-же корона, как у Богородицы, в левой руке он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Начиная от плеч кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звезды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева облака. Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см.»

В сентябре 2010 года истинное изображение Озерянской иконы Божией Матери было воссоздано вновь, 16.09.2010г освящено на месте его обретения – в Озерянах и в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме Свято-Покровского мужского монастыря. Издательство Свято-Покровского мужского монастыря г.Харькова «Покровский вестник»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Archives