Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

«Радуйся, Пречистая, весь мир рождеством
Своим возвеселившая«

(Акафист Рождеству
Пресвятой Богородицы)

21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь торжественно празднует Рождество Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны (память 9/22 сентября).

С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник. Празднуемое событие – рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Пресвятая дева Мария родилась в Галилейском городе Назарете. Праведный Иоаким был муж кроткий, благочестивый, воспитанный в законе Божием. Живя целомудренно и ходя пред Богом, он состарился бездетным: цветущим летам его не соответствовало продолжение рода. Равно и Анна была Боголюбива, целомудренна, но бесплодна; жила с мужем в согласии, но была бесчадна. Ни о чем столько не заботясь, как о соблюдении закона Господня, она, однако, ежедневно уязвлялась жалом бесчадства и претерпевала то, что обыкновенно бывает уделом неплодных, – печалилась, скорбела, сокрушалась, не терпя бездетства. Но не отчаивались и молились ко Господу. Они обещали, что если Бог им даст дитя, то посвятят его Богу, т.е. как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Наконец Господь услышал молитву праведных Иоакима и Анны и даровал им дочь – Пресвятую Деву Марию. Иоаким принес великие жертвы Богу, и все хвалили и благословляли Господа за явленную милость.

Святитель Андрей Критский отмечает следующее: «Таким образом, от неплодных и иссохших родителей, как бы от орошенных дерев, произрос для нас преславный плод – Пренепорочная Дева. Узы неплодства разрешились – молитва, сверх ожидания, оказалась плодоносной; безчадная родила Чадо; бездетная соделалась счастливейшей матерью».

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин Блаженный. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В церковном смысле этот праздник – начало исполнения всех Божественных обещаний, явление миру тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого. В народе этот праздник знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу за собранные урожай и просили Ее помощи на год будущий.

Мы вспоминаем Пречистую Деву именно потому, что Она более всех, как ни кто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.

На всяком богослужении восхваляется Пречистая Дева Мария, удостоившая быть Материю Спасителя нашего Иисуса Христа, и упоминается о родителях ее. Святых Богоотцах Иоакиме и Анне. И мы православные в этот праздник Рождества Владычицы нашей и Заступницы перед Богом за весь род человеческий торжественно воспеваем:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество твое».

Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Archives