Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Данный праздник, совершаемый 12-го февраля (или 30-го января – по старому стилю), посвящен событию, которое произошло в 1084 году, когда три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст явились митрополиту Евхаитскому Иоанну и объявили, что они являются равными перед Богом и что следует прекратить всяческие прения по поводу того, кто из них обладает наивысшим достоинством, и установить общий день празднования их памяти.
Дело в том, что при Константинопольском императоре Алексее Комнине (1081-1118 гг.) образованные христиане разделились на три лагеря: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами, в зависимости от того, какого из упомянутых выше отцов Церкви они считали наиболее достойным того, чтобы быть его последователями.
Первая группа в наибольшей степени почитала свт. Василия Великого за то, что он сумел объяснить тайны природы, как никто другой, и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. Как отмечали его сторонники, в нем не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, был строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов.
Вторая группа, отмечала заслуги свт. Иоанна Златоуста, в частности, его непревзойденность в красноречии и способность толковать Слово Божье, доступным образом показывая, как именно его следует применять в повседневной жизни. При этом, по мнению последователей данного святого, свт. Иоанн Златоуст ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий Великий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию и жизни по евангельским заповедям.
Третья группа христиан отмечала величие, чистоту и глубину языка свт. Григория Богослова, который, по их мнению, лучше всех освоил мудрость и красноречие греческого мира, а также достиг высочайшей степени в созерцательной деятельности, что позволило ему изложить учение о Святой Троице настолько великолепно, как этого до него не смог сделать никто.
Для того чтобы прекратить раздоры, в 1084 г. все трое святителей явились митрополиту Иоанну Евхаитскому и сообщили следующее:
«Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога».
В результате, митрополит Евхаитский Иоанн распорядился прекратить споры и установить общий праздник в честь трех святителей. Для этого он сам составил каноны, тропари и похвалы. Поскольку дни памяти всех святителей совершались в январе (1-е января – Василия Великого, 25-е января – Григория Богослова, 27-е января – Иоанна Златоуста), то и общий праздник было решено установить в конце этого месяца, а именно 30-го января (по старому стилю)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Archives